Дом для детей-сирот

Патронатное воспитание

что это такое?

 

 
   

 

Патронатное воспитание - это новая форма устройства ребенка в семью. Оно осуществляется на основе разграничения прав и обязанностей по защите прав ребенка между службой по устройству (уполномоченным учреждением органа опеки) и патронатным воспитателем (не все права передаются семье, за часть вопросов отвечает служба органа опеки).

 

Патронатное воспитание означает как родительскую любовь, так и профессиональную работу. У патронатного воспитателя две роли: и родительская и профессиональная. Ребенок живет в патронатной семье и расценивает ее как свою. В то же время заключается трудовой договор, по которому труд патронатного воспитателя оплачивается.

 

Это первая в России форма надомной работы по воспитанию ребенка, лишенного семьи. При этом имеется и служба, оказывающая семье разнообразную помощь - семья не останется наедине с проблемами. Это самая гибкая форма устройства - и для ребенка, и для семьи.

 

Справка о патронате

 

♦ Патронат известен в России со времен Екатерины. "Патрон - покровитель, заступник, либо благодетель"- толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля 1863 г. (см.: История усыновления в России).

♦ Патронат активно применялся в годы Великой Отечественной войны для того, чтобы помочь детям, оставшимся сиротами.

♦ В развитых странах аналогичная форма устройства называется foster care . Благодаря ее широкому распространению в этих странах нет детских домов.

♦ В 1994 году на базе Детского дома № 19 г. Москвы, под эгидой Министерства Образования РФ начала работать первая экспериментальная площадка по устройству детей в патронатные семьи. За годы работы созданы уникальные технологии обучения и сопровождения патронатных воспитателей, сотни детей, оставшихся без попечения родителей, воспитываются не в стенах детского дома, а в любящих и профессионально подготовленных семьях.

 

В настоящее время патронат широко распространяется по всей России.

 

В Москве, Московской, Пермской, Владимирской, Новгородской, Курганской, Читинской областях, в Архангельске, республике Карелия, в Башкортостане, Калининграде и других регионах патронатное воспитание реализуется на базе перепрофилированных детских домов, которые становятся уполномоченными организациями органов опеки и попечительства.

 

Чем отличается патронат от других известных форм устройства

 

Прежде всего, это наиболее гибкая форма устройства, которая позволяет устроить в семью абсолютно любого ребенка. Ведь многие дети не могут быть усыновлены по чисто юридическим причинам, например, из-за отсутствия статуса. Это не означает, что на патронат передаются только дети без такого статуса. Патронатное воспитание было придумано именно затем, чтобы профессионально помогать любому ребенку в течение всего того времен, пока он не может жить дома, вне зависимости от его возраста, здоровья, наличия или отсутствия у него документов.

 

Ребенку нужна семья. У ребенка есть проблемы и ему нужна помощь специалистов (см.: Психологические проблемы детей, переживших разлуку с семьей).

 

Патронатное воспитание - это воспитание ребенка в семье, с помощью специалистов. Т.е. вторая важная особенность - с семьями, которые хотят взять детей, с самого начала работают профессионалы, психологи и социальные педагоги, которые знают все о приемных детях семьях, о возможных трудностях и о том, как с ними справляться.

 

Люди, желающие взять ребенка в семью, проходят курс тренинговых занятий, который помогает им лучше понять поведение брошенных детей, узнать, что делать в трудных ситуациях. Социальные педагоги и психологи беседуют с ними, помогая, разобраться в собственных мотивах и чувствах, принять осознанное решение.

 

После прихода ребенка в семью патронатные воспитатели становятся сотрудниками уполномоченной организации (детского дома), им идет трудовой стаж, выплачивается небольшая зарплата и пособие на ребенка, что немаловажно для многих семей. Но для большинства из патронатных воспитателей все же главным подспорьем становится не материальная помощь, а поддержка специалистов: психологов, социальных педагогов, врачей, юристов. В уполномоченной организации, как правило, есть несколько служб, которые оказывают помощь ребенку и семье.

 

В реабилитационную службу входят психологи, врачи, воспитатели, педагоги, они отвечают за здоровье и образование ребенка, помогают ему пережить потерю родной семьи, готовят к передаче в новую, помогают в ней освоиться.

Сотрудники службы защиты прав детей, т.е. детские социальные работники, занимаются всеми юридическими делами ребенка, (определения статуса ребенка, решением квартирного вопроса, вопросов наследства и пр.), освобождая воспитателя от беготни по инстанциям.

 

Служба социального патроната занимается проблемами родной семьи ребенка, пытается помочь ей вернуться к нормальному образу жизни. Поиском, отбором и подготовкой людей, желающих взять ребенка в семью занимается служба по устройству. После прихода ребенка в семью, эти сотрудники продолжают находиться в тесном контакте с патронатными воспитателями, помогая им пережить сложный период изменений. Все услуги, предоставляемые службами детского дома, бесплатны.

 

Всесторонняя помощь и сотрудничество между воспитателями и службами детского дома дает возможность устроить в семьи детей, которых иначе никогда бы не взяли. Это и подростки, и братья и сестры, которых нельзя разлучать, и дети с психологическими особенностями, и не совсем здоровые дети - все те группы детей, которых усыновляют неохотно, боясь трудностей.

 

В системе патронатного воспитания семья, взявшая такого ребенка, не останется один на один с трудностями, ей всегда помогут и поддержат.

 

Что дает патронат семье и ребенку

 

Для принимающих родителей патронатное воспитание это:

 

♦ Специальные подготовительные занятия.

Вы узнаете, как воспитывать ребенка, не рожденного в Вашей семье; получите необходимые для этого навыки; реально оцените свои возможности; поймете, для какого ребенка Ваша семья подойдет наилучшим образом.

♦ Помощь и поддержка государства.

Ребенок сохраняет льготы, положенные воспитаннику детского дома право на льготное поступление в учебное заведение, на получение жилплощади по достижению 18 лет и пр., а Вы получаете пособие на его воспитание.

♦ Трудоустройство.

С Вами заключается трудовой договор, Вы становитесь сотрудником детского дома, получаете небольшую зарплату, Вам идет трудовой стаж и предоставляется отпуск.

♦ Постоянная помощь квалифицированных специалистов.

В любое время Вы можете обратиться за консультациями к команде профессионалов: врачам, психологам, педагогам, социальным работникам. Они помогут решить любые вопросы: юридические (сбор документов, защита прав детей в суде, определение статуса, регулирование отношения с кровными родственниками ребенка и пр.), психологические (постоянная поддержка в первое время жизни ребенка в семье, и по мере необходимости в последующие годы, специальные занятия и группы встреч для патронатных воспитателей), медицинские (периодические обследования детей, помощь в случаях серьезных заболеваний, при необходимости устройство в санатории и пр.), педагогические (дополнительные занятия, в том числе с логопедом, устройство в детские сады, школы, организация отдыха детей).

♦ Получение новой профессии и профессиональный рост.

Вы сможете посещать тренинги на "горячие" темы - "Я воспитываю подростка", "Идем в школу", тренинг родительских навыков "Я воспитываю ребенка" и т.д. Получая опыт, вы сможете стать настоящим профессионалом в деле воспитания детей, и. возможно, найти не только ребенка для себя, но и свое призвание в жизни.

 

Для ребенка, оставшегося без родителей и приходящего в новую семью, патронатное воспитание это:

 

♦ Возможность для любого ребенка, независимо от статуса, возраста и сроков пребывания, расти в любящей семье, а не в детском доме.

Многие дети годами сидят в детских домах, только потому, что у них формально есть родители, которые по существу не могут их воспитывать. При патронатном воспитании возможно помещение в семью ребенка без установленного статуса. Бывают ситуации, когда ребенок изымается из кровной семьи на короткое время, для оказания помощи его родителям, или его мама попадает в больницу. В подобных случаях ребенок также может быть помещен в патронатную семью, и пожить "в гостях", а не в казенном доме, что спасает его от тяжелой психологической травмы. Таким образом, на патронатное воспитание можно поместить любого ребенка - от нуля до 18 лет, как с установленным статусом, так и пока он еще не закреплен. Усыновляют в основном младенцев, т.к. не знают, боятся. Здесь предоставляется помощь.

♦ Возможность для ребенка иметь социальные гарантии.

Как и выпускники детского дома, воспитанники патронатных семей имеют право на жилплощадь, льготы на медицинское обслуживание и дополнительные права при получении высшего образования.

♦ Возможность для ребенка приобретать полноценный жизненный опыт.

Живя в семье, дети получают шансы на хорошее образование, а главное - на формирование социальных отношений и жизненных навыков. У ребенка есть возможность узнать тепло семейных отношений, и в то же время сохранить память о своих корнях и своем происхождении, что важно для любого человека.

♦ Возможность для ребенка получать квалифицированную помощь специалистов.

Помощь специалистов в системе патронатного воспитания (психологи, социальные работники, педагоги) позволяет справиться с травмами прошлого и создавать позитивную модель будущего

♦ Возможность для ребенка получать сведения о своих кровных родственниках.

Когда ребенок ничего не знает о кровной семье, с которой он разлучен, для него это значит, что он просто неинтересен своим родственникам и недостоин их внимания. Дети редко хотят вернуться в кровную семью, но им всегда важно знать, живы ли их родители, и что с ними происходит.

 

Для ребенка, чьи родители испытывают временные трудности, патронатное воспитание это:

 

♦ Возможность пожить короткий период в заботливой и понимающей семье.

Некоторые семьи испытывают временные трудности. Ребенку в этот период безопаснее находиться вне своей семьи - в детском доме или в принимающей семье. Некоторым детям, например младенцам, гораздо лучше пережить этот период не в казенном учреждении (больнице, доме ребенка), а у понимающих и заботящихся о нем людях, которые знают, что ребенок вернется к своим родителем, сочувствуют ему и оказывают необходимую поддержку в этот трудный период жизни.

♦ Шанс вернуться в свою семью.

Любой ребенок любит своих родителей, испытывает к ним привязанность независимо от того, пьют они, ведут асоциальный образ жизни и т.д. Дети, изъятые из неблагополучной семьи и помещенные в детский дом, могут мечтать о том, чтобы вернуться в свою семью. Если по оценкам социальных работников есть шанс помочь семье вернуться к нормальной жизни, то ведется работа по сохранению семьи. В это время ребенок может быть временно размещен на краткосрочный патронат в семью или пожить в группе детского дома.

♦ Возможность получать квалифицированную помощь специалистов для всей семьи.

Пьющая семья, не может бросить свои привычки сама по себе, ей нужна помощь. Если изъятие ребенка стало для его родителей потрясением, и они хотят вернуть ребенка назад, то они смогут получить реальную помощь - социальную, юридическую, психологическую, медицинскую. Это позволит им не впасть в отчаяние, а использовать полученный горький опыт для того, чтобы изменить свою жизнь ради ребенка.

 

Патронатные воспитатели о патронате

 

♦ это самая простая и короткая дорога для ребёнка в настоящую семью;

♦ отдача частицы своей души тем, кто в этом очень нуждается; возможность стать и родителем и другом;

♦ возможность реализовать материнство;

♦ шаг усыновления для многих людей слишком труден, а патронат - форма, обеспечивающая постоянную поддержку и родителям и детям;

♦ это помощь специалистов (психологов, логопедов, врачей) патронатному воспитателю в трудном деле воспитания детей из неблагополучных семей;

♦ это самая прогрессивная система, можно устроить в семью тех детей, которые не могут быть усыновлены и обречены всю жизнь жить в детдоме;

♦ система патронатного воспитания безопаснее, надёжнее как для ребёнка, так и для патронатного воспитателя;

♦ патронат - это школа любви, терпения и надежды. Без любви в неё невозможно поступить, без терпения в ней трудно учиться;

♦ Богоугодное дело и меня и ребенка обогащает;

♦ это огромная радость любить и быть любимым.

 

Кто может стать патронатным воспитателем

 

Круг лиц, кто может стать патронатным воспитателем, устанавливается в законах субъектов РФ. Стандартный перечень требований включает в себя следующее.

 

Патронатными воспитателями могут быть совершеннолетние граждане Российской Федерации обоего пола, за исключением:

♦ лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

♦ лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;

♦ лиц, отстраненных от обязанностей усыновителя, опекуна (попечителя), приемного родителя, патронатного воспитателя за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;

♦ лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права;

♦ лиц, не имеющих на момент заключения договора о патронатном воспитании постоянного места жительства, а также надлежащего жилого помещения;

♦ лиц, имеющих на момент заключения договора о патронате судимость за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан.

 

В законах устанавливается порядок прохождения медицинского освидетельствования, аналогичный установленному для опекунов и усыновителей. На практике основную роль играет обследование семьи и подготовка, проводимая службой по устройству детей на воспитание в семью и их результаты.

 

Патронатные воспитатели проходят подготовку и обследование семьи в уполномоченной службе по патронату. По итогам специальной подготовки дается заключение. Сроки подготовки не должны формально фиксироваться. Патронатными воспитателями могут стать люди, которые никогда бы не смогли и не решились стать усыновителями или опекунами. Специальная подготовка, подбор семьи и ребенка по психологической совместимости, профессиональная помощь после устройства ребенка, возможность освоиться в новой роли, индивидуальный подход и минимум формализма, - все это предает людям уверенность в собственных силах.

 

ВЫ МОЖЕТЕ СТАТЬ ПАТРОНАТНЫМ ВОСПИТАТЕЛЕМ ЕСЛИ:

 

♦ Вам нравиться профессионально воспитывать детей,

♦ У Вас есть нерастраченные силы и потребность любить,

♦ У Вас есть место в сердце и доме.

 

ОГРАНИЧЕНИЯ:

 

♦ серьезные соматические заболевания, проблемы с алкоголем или наркотиками, психическое нездоровье в соответствии с требованиями о здоровье, утвержденными Министерством Здравоохранения РФ.

♦ криминальное прошлое и настоящее

♦ отсутствие российского гражданства или соответствующей прописки (патронатный воспитатель это профессия, вы работаете воспитателем конкретного ребенка в конкретном учреждении)

♦ недостаточная жилплощадь (для ребенка необходимо отдельное спальное место и место для занятий)

♦ несогласие одного из членов семьи, проживающих вместе с кандидатом (даже в том случае, когда решение взять ребенка принимает один человек, ребенок придет жить в семью и воспитывать его будет семья)

♦ необходимость получения работы в короткий срок (патронатные воспитатели проходят подготовку и обследование, занимающее некоторый период времени)

♦ неготовность к сотрудничеству с уполномоченной службой

♦ недостаточная компетентность, отсутствие соответствующих навыков

♦ серьезные проблемы семьи .

 

Компетенции патронатного воспитателя

 

Патронатный воспитатель не только родитель, но и профессионал воспитания. Понятие профессионализма в применении к людям, берущим детей на воспитание в семью, еще только формируется в России. Однако, планируя прием или помещение ребенка в семью, необходимо оценить, с чем может семья справиться, а над чем еще надо работать.

 

Для практического использования в работе служб по устройству детей в семью можно выделить пять областей значимых ценностей, знаний и навыков (компетенций) и в данном деле.

 

♦ РЕБЕНОК (Понимание ребенка и способность обеспечить его потребности. Способность обеспечить безопасные условия для его развития и воспитания).

• Понимание возрастных особенностей ребенка, распознавание его потребностей.

• Умение понимать чувства ребенка и оказывать ему эмоциональную поддержку.

• Реалистичные представления о ребенке и о семье, из которой он пришел и готовность принять прошлое ребенка и его самого таким, какой он есть.

• Понимание причин задержки в развитии, распознавание их проявлений, готовность воспитывать ребенка с возрастными отклонениями, умение справляться с этими отклонениями.

• Понимание последствий жестокого обращения и их проявлений. Готовность помочь ребенку преодолеть эти последствия и умения научить его вести себя в ситуациях, несущих риск жестокого обращения.

• Умение заботиться о здоровье, гигиене и питании ребенка.

• Понимание причин трудного поведения ребенка.

• Умение устанавливать границы. Умение управлять поведением ребенка.

• Понимание особенностей сексуального развития ребенка, умение разговаривать на интимные темы откровенно.

♦ СЕМЬЯ (Понимание особенностей своей семьи и умение приспособить семейную систему к задаче воспитания ребенка).

• Осознание неизбежности изменений в жизни семьи после прихода ребенка, способность к этим изменениям.

• Понимание сильных и слабых сторон своей семьи и ее возможностей, умение их оценить.

• Умение справляться с кризисами.

• Понимание того, ребенка из какой семьи и с какими потребностями семья сможет принять.

• Предпочтения и возможности семьи для воспитания ребенка того или иного возраста.

• Способность обеспечить безопасность ребенка и безопасность членов семьи (предотвращение риска жестокого обращения) внутри и вне семьи. Умение научить ребенка вести себя в ситуациях несущих риск.

• Умение сотрудничать между собой в семье в деле воспитания ребенка.

♦ ВОСПИТАТЕЛЬ (Понимание воспитателем своих личностных особенностей и своих слабых и сильных сторон, как воспитателя. Обеспечение заботы, контроля и требований. Способность к профессиональному росту).

• Осознание своих умений как родителя и воспитателя, готовность их совершенствовать.

• Умение отказаться от стереотипов.

• Способность понимать и принимать других людей, уважение к различиям.

• Предпочтительные методы и приемы воспитания. Отношение к физическим наказаниям. Умение поощрять. Умение наказывать. Ненасильственное воспитание.

• Умение справляться со своими чувствами. Умение контролировать эмоции (импульсивность). Умение справляться с тяжелыми переживаниями.

• Умение соблюдать конфиденциальность.

• Способность к обучению, саморазвитию.

• Умение обращаться к собственному детскому опыту.

♦ ДРУГИЕ ЛЮДИ (Умение строить взаимоотношения с социальным окружением в интересах ребенка и помогать ребенку в налаживании социальных связей).

• Умение говорить о ребенке с окружающими.

• Умение отстаивать интересы ребенка и защищать его.

• Умение налаживать социальные связи и учить этому ребенка. Наличие друзей, семьи, интенсивность общения, готовность вовлечь ребенка.

♦ ПАРТНЕРСТВО (Понимание системы семейного устройства и своего места в ней. Умение строить и поддерживать партнерские отношения со службой сопровождения).

• Понимание прав и обязанностей принимающих семей при различных формах устройства, а так же особенностей патронатного воспитания.

• Умение строить партнерские отношения и взаимодействовать с другими людьми.

• Готовность при необходимости просить и принимать помощь.

• Понимание роли кровных родителей в жизни ребенка и готовность содействовать поддержанию отношений ребенка с кровной семьей.

• Понимание неизбежности конфликтов и умение их разрешать.

 

На вопрос, где лучше расти ребенку - в детском доме или в семье, ответ очевиден. Как очевидно и то, что настоящая семья - это прежде всего любовь, забота и ответственность друг перед другом.