Почитание преподобной Евфросинии Московской

 

 

 

В Мазуринском списке Вселенского синодика московского Успенского собора (конец XV века) Евдокия Димитриевна названа "благоверной и христолюбивой" (РГАДА. Ф. 196. оп. 1. Д. 289. Л. 152 об.).

 

Написание "Въмале сказания" было, по-видимому, связано с подготовкой к прославлению Евдокии Димитриевны на рубеже 50-х и 60-х годов XVI века, но по каким-то причинам канонизация не состоялась. "Сказание" о Евдокии Димитриевне вошло в состав Лицевого летописного свода 70-х годов XVI века.

 

В Месяцеслове Симона (Азарьина) середины 50-х годов XVII века под 7 июня отмечена память "святыя благоверные великия княгини Евдокеи, князя Дмитреевы Ивановича Донского, а во иноцех Евфросиния" (РГБ. МДА. N 201. Л. 320).

 

В ноябре 1689 года Карион (Истомин) написал вирши, посвященные Евдокии Димитриевне и основанному ею Вознесенскому монастырю (ГИМ. Чудовское собр. N 302. Л. 139 об.; сообщение А. Г. Авдеева). Карион называет Евдокию Димитриевну "княгиней святой... славной... блаженной", прославляет ее постническое житие и милосердие.

 

Документы Вознесенского монастыря XVII века не содержат свидетельств о существовании почитания святой княгини в обители.

 

В 1636/37 году по приказу царя Михаила Феодоровича был изготовлен покров на гробницу Евдокии Димитриевны, но это надгробие ничем не выделялась из числа гробниц других великих княгинь и цариц, похороненных в Вознесенском храме.

 

В 1821-1822 годах здесь была установлена рака с изображением Евдокии Димитриевны и сень над ракой. Тогда же Московский митрополит святитель Филарет (Дроздов) поднял вопрос о совершении служб Евдокии Димитриевне. Однако еще в 1856 году по ней служили панихиды.

 

Почитание Евдокии Димитриевны как святой (начало служения ей молебнов) утвердилось в Вознесенском монастыре не позднее 1869 года. По-видимому, это было связано с тем, что 26 ноября 1869 года исцелился болящий отрок Адриан, прикоснувшись к гробнице святой княгини. В 1870 году исцелилась парализованная девица Н. Вихняева, которой явилась великая княгиня. В том же году была украшена окладом икона Евдокии Димитриевны в иконостасе Вознесенского храма.

 

В 1872 году над гробницей святой княгини была устроена новая рака с балдахином, венец на надгробной иконе с изображением исцеления слепого был украшен драгоценными камнями и жемчугом.

 

В 1880 году были опубликованы служба и акафист инокине Евфросинии, написанные с использованием "Въмале сказания".

 

В монастыре утвердился обычай чтения акафиста после каждой воскресной литургии.

 

Праздничным богослужением отмечались 17 мая, как день пострига святой, и 7 июля, как день ее смерти. (Эта дата кончины вместо правильной - 7 июня, ошибочно появилась в списках "Въмале сказания" в XVII веке).

 

5-7 июля 1907 года в Кремле праздновалось 500 лет со дня смерти Евдокии Димитриевны при участии Московского и Коломенского митрополита священномученика Владимира (Богоявленского), епископов, игумении Вознесенского монастыря, многочисленного духовенства, делегаций из ряда русских городов, а также великой княгини Елизаветы Федоровны.

 

Великая княгиня пожертвовала на гробницу Евдокии Димитриевны золотую лампаду. Монахини Вознесенского монастыря вышили новый покров с изображением святой в рост, украшенный драгоценными камнями - даром Елизаветы Федоровны, а также сочинили два гимна в честь преподобной Евфросинии.

 

В 1929 году Вознесенский монастырь был разрушен, останки великих княгинь и цариц, в том числе Евдокии Димитриевны, перенесены в подклет Архангельского собора.

 

Гробница Евдокии Димитриевны - белокаменный саркофаг, находившийся под полом Вознесенского собора, на котором сохранилась надпись: "Евдокея", был вскрыт 6 июня 1929 года. В отчете о вскрытии было отмечено, что найден "костяк хорошей сохранности" (Панова. 2003. С. 194).

 

В 2000 году в подклете Архангельского собора произошло вторичное освидетельствование святых мощей преподобной Евфросинии (принадлежность останков великой княгине была доказана исследователем вознесенского некрополя археологом Т. Д. Пановой). Антропологическое исследование показало, что рост святой был около 1,55 м, она умерла в возрасте 50-55 лет. Благочестие княгини подтверждается отсутствием на останках следов свинца, ртути и мышьяка, входивших в состав косметических средств. Это уникальный случай отличия среди женских останков некрополя Кремля. Частично сохранился кожаный монашеский пояс святой с тиснеными изображениями двунадесятых праздников.

 

В 2004 году в Москве была освящена домовая церковь во имя преподобной Евфросинии Московской (Севастопольский проспект, дом 15/1).

 

В районе Москвы Котловка (на месте села Котлы, где Евдокия Димитриевна с Василием I встречала в 1390 году митрополита Киприана), построен каменный храм, посвященный святой.

 

11 апреля 2007 года в храме Христа Спасителя в Москве прошла международная научная конференция "Великая княгиня Московская Евдокия и другие русские женщины в историческом формировании российской государственности".

 

 

________________________________________

 

Источники:

1. Муравьёв А. Н. Житие св. блгв. кнг. московской Евдокии, во инокинях Евфросинии. М., 1871;

2. Акафист св. блгв. вел. кнг. Евдокии, во инокинях Евфросинии. М., 1893;

3. ДДГ. N 12; АСЭИ. Т. 2. N 223; Т. 3. N 92а;

4. ПСРЛ. Т. 21. Ч. 2. С. 408-411 ["Въмале сказание"];

5. Приселков М. Д. Троицкая летопись: Реконстр. текста. СПб., 20022. С. 384, 443-444, 445, 465;

6. Московский патерик: Древнейшие святые Моск. земли. М., 2003. С. 232-234, 276-288; Покровительница: Прп. Евфросиния, вел. кнг. Московская: Житие, акафист / Сост.: Л. Бамблевский, М., 2005.

 

Литература:

1. Филарет (Гумилевский). РСв. Июль. С. 43-51;

2. СИСПРЦ. С. 90-91;

3. Беляев И. В. Блгв. Евдокия, вел. кнг. Московская, во инокинях Евфросиния. М., 1866;

4. Барсуков. Источники агиографии. С. 176;

5. Пшеничников А. И., свящ. Соборный храм Вознесения Господня в Вознесенском девичьем монастыре в Москве. М., 1886;

6. Св. блгв. кнг. Евдокия, во инокинях прп. Евфросиния, основательница Вознесенского девичьего мон-ря. М., 1886;

7. Леонид (Кавелин). Св. Русь. Стб. 128-129;

8. Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Июль. С. 73-76;

9. Голубинский. Канонизация святых. С. 323, 572-573;

10. Введенский Д. И. Знаменательные дни под сению кремлевских святынь. Серг. П., 1907;

11. Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Вост. Руси XII-XV вв. М., 1962. Т. 2;

12. Lenhoff G. D. Unofficial Veneration of the Danilovichi in Muscovite Rus, // Московская Русь (1359-1584): Культура и ист. самосознание. М., 1997. С. 411-414;

13. Мазуров А. Б. Средневековая Коломна в XIV - 1-й трети XVI вв.: Комплексное исследование региональных аспектов становления единого Рус. гос-ва. М., 2001 (по указ.);

14. Панова Т. Д. Кремлевские усыпальницы: История, судьба, тайна. М., 2003. С. 98-100, 114-118, 194-195.