Иконография преподобной Евфросинии Московской

 

 

 

Наиболее ранние изображения преподобной Евфросинии встречаются на миниатюрах Лицевого летописного свода 70-х годов XVI века в 1-м и 2-м Остермановских томах (БАН). В частности, ей посвящен отдельный цикл, иллюстрирующий "Въмале сказание".

 

Впервые образ великой княгини появляется в цикле под 1366 год.

 

Здесь сообщается о свадьбе благоверного великого князя Димитрия Донского (БАН. 31.7.30-1. Л. 571 об.).

 

Бракосочетание в Лицевом летописном своде обычно иллюстрируется сценой венчания или брачного пира, здесь избран 2-й вариант: юный безбородый князь в княжеской шапке и Евдокия в городчатом венце и белом плате сидят в центре за полукруглым столом с кубками в руках. Слева и справа представлены гости: мужи - за князем, жены - за княгиней, действие происходит на условном архитектурном фоне.

 

Сюжет другой миниатюры - рождение в 1374 году в Переяславле 3-го сына благоверного великого князя Димитрия – князя Юрия (Там же. Л. 659). Изображение, близкое к иконописным изводам рождества святых, разделено на 2 регистра: в верхнем на фоне палат святая княгиня полулежит на ложе, справа в отдельном покое стоит святой князь, которому подносят спеленатого младенца; в нижнем регистре сцена крещения младенца. Над купелью изображен преподобный Сергий Радонежский, справа от него - князь с княгиней, слева - группа людей. Иллюстрируя текст, художник точно следует за сообщением летописца о том, что в это время в Переяславле находились суздальский князь Димитрий Константинович с княгиней и "бяше съезд велик".

 

В композицию рождения и крещения последнего сына благоверного великого князя Димитрия Донского - князя Константина, появившегося на свет в 1389 году, за 4 дня до кончины отца, включено изображение лежащего на одре великого князя (Там же. 31.7.30-2. Л. 323).

 

Композиция следующей миниатюры - прощание князя с родными и его преставление - открывает цикл из 17 иллюстраций к повести "Слово о житии и преставлении великаго князя Дмитрия Ивановича, царя Русскаго" (Там же. Л. 323 об.- 342 об.).

 

Образ Евдокии Димитриевны, присутствующий в каждом изображении, придает лирическую тональность циклу, ее союз с благоверным князем Димитрием прославляется как пример целомудренного христианского супружества.

 

Оставив без иллюстраций ту часть повести, где автор воспевает мудрое правление, благочестие и ратное мужество святого князя, художник сосредоточил внимание на рассказе о его преставлении. Призывая бояр продолжить верное служение, он также на первое место поставил имя Евдокии Димитриевны: "Послужити княгине моей Евдокее и чадом моим".

 

Исключительная роль Евдокии Димитриевны подчеркнута тем, что ее фигура помещена у изголовья ложа, на котором лежит умирающий князь. Лишь в двух случаях она изображена иначе - там, где приходит на зов супруга, и в иллюстрации плача благоверной княгини.

 

На одной из миниатюр Евдокия Димитриевна представлена обнимающей благоверного князя, который ставит печать на хартии и дает последнее целование. На миниатюре в конце цикла благоверный князь Димитрий и умерший вскоре его 5-й сын Иоанн изображены в гробницах в Архангельском соборе Кремля, вверху в палатах сидящая на престоле Евдокия Димитриевна с младенцем, рядом стоят сыновья. Царственная поза и скорбное выражение лица придают облику благоверной княгини выразительность. Как правило, на ней княжеское платье с оплечьем и белый плат.

 

Изображения Евдокии Димитриевны дважды встречаются на миниатюрах, иллюстрирующих события правления великого князя Василия Димитриевича: показано строительство ею церкви Рождества Богородицы в Кремле и закладка церкви Вознесенского монастыря (Там же. Л. 451 об., 702). В обоих случаях Евдокия Димитриевна в царском венце стоит перед строящимся храмом.

 

Последний, посвященный Евдокии Димитриевне ряд миниатюр, сопровождающий "Въмале сказание о блаженныи великои княгини Евдокии...", в отличие от других житийных циклов характеризуется краткостью (Там же. Л. 703 об.- 709 об.; 11 ил.).

 

В 1-й композиции благоверный князь Димитрий и преподобная Евфросиния - княгиня Евдокия, с нимбами, представлены дважды напротив друг друга, в нижней части - с детьми и слугами.

 

На другой миниатюре художник изобразил благоверную княгиню молящейся и посылающей боярина раздать милостыню.

 

Затем изображается явление великой княгине архангела Михаила, возвестившего близкую кончину, написание образа архангела по видению, поставление его в церкви Рождества Богородицы.

 

Следующая иллюстрация посвящена чуду прозрения слепого, исцеленного прикосновением к рукаву платья святой, когда она шла в Вознесенский монастырь для принятия пострига. В верхней части миниатюры - монастырь за деревянными стенами, внизу - процессия во главе с блгв. княгиней, в царском платье и городчатом венце, и припадающий слепец, чудесное значение события подчеркнуто преувеличенной длиной рукава платья княгини.

 

Пострижение Евдокии Димитриевны показано за каменной городской и деревянной монастырской стенами. Она стоит в иноческом платье над простой, без городков короной, венчающей ее голову, монах держит ножницы. В сюжете преставления в центре гроб с телом святой, слева епископ и клир, справа монахини.

 

Завершает цикл миниатюра, иллюстрирующая чудо о свечах, которые самовозгорелись у гроба преподобной Евфросинии. На фоне несколько ярусов стен в среднем регистре изображена гробница, над которой поставлена икона Богородицы. Перед гробом две горящие свечи в подсвечниках, за ним молящиеся перед иконой духовенство и монахини.

 

Миниатюры этого цикла отличаются достоверностью в изображении архитектуры, городские башни и стены соответствуют топографическому расположению Вознесенского монастыря в Кремле.

 

Сохранившиеся иконописные образы Евдокии Димитриевны созданы в основном во 2-й половине XIX века, после возобновления ее почитания.

 

Тексты иконописных подлинников под 6 июня описывают тип изображения святой, сложившийся в более раннее время, уподобляющий ее византийской преподобномученице: "Аки Евдокия" (конец XVIII века, БАН. Строг. 66. Л. 113. См. также: Большаков. Подлинник иконописный. С. 105; Филимонов. Иконописный подлинник. С. 57 - добавлено: "...в клобуке круглом лазоревом"); "Аки Евдокия, в клобуке круглом лазорь, риза ряска санкирь з белилом, в правой руке крест, другая молебна" (20-е гг. XIX в.; РНБ. Погод. N 1931. Л. 166); святая упоминается также под 1 марта, 7 июля (Л. 117, 180).

 

В руководстве для иконописцев 1910 года о ней говорится под 7 июля: "типа русскаго, преклонных лет, чрезвычайно худа, лицом красива; одежды монашеския... Можно ей писать хартию с ея изречением: «Аз хощу всякаго суесловия поношение с радостию претерпети» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 340).

 

Наиболее ранняя известная икона-пядница преподобной Евфросинии относится к XVIII веку (Частное собрание. Бенчев И. Иконы св. покровителей. М., 2007. С. 180). Святая изображена в рост на фоне монастыря, в монашеском одеянии и островерхом куколе, с четками в левой руке, в молении Казанской иконе Божией Матери, надпись: "Преподобная кня[г] Евдокий ".

 

Описи Вознесенского монастыря XVIII - начала XX века не упоминают икон преподобной Евфросинии ранее XIX века (Меняйло. 1999. С. 199-200).

 

Над ее гробницей у южной стены монастырского собора в 1822 году тщанием игумении Афанасии была устроена бронзовая посеребренная чеканная рака с сенью, в середине XIX века у раки находился житийный образ преподобной.

 

Особо чтилась икона преподобной Евфросинии, стоявшая у южной грани южного столпа, напротив гробницы. В 1872 году, во время работ по обновлению собора эту икону украсили серебряным золоченым окладом.

 

На надгробной иконе венец святой убрали камнями и жемчугом, была сделана новая рака (Пшеничников А. И., свящ. Кр. ист. описание первокл. Вознесенского девичьего монастыря в Москве. М., 1894. С. 29). Тогда же иконописец Н. М. Сафонов выполнил роспись храма, поместив над ракой композицию "Исцеление слепого преподобной Евфросинией", повторяющую в палехской стилистике эпизод из ее лицевого жития ("Чудо о слепце").

 

На сохранившихся единоличных иконах преподобной Евфросиния представлена в монашеских одеждах и куколе (поясной образ из собр. ГММК), иногда на фоне Вознесенского монастыря.

 

Существовали небольшие паломнические иконки с прямоличным изображением преподобной в схиме, с десницей на груди и четками в левой руке, на золотом фоне с гравировкой (конец XIX - начало XX века, частное собрание). В надписях на иконах святая именовалась, как правило, монашеским именем Евфросиния, с указанием княжеского происхождения.

 

В 1907 году, когда отмечалось 500-летие преставления великой княгини, к чтимому ее образу была изготовлена шитая подвесная пелена, написаны многочисленные подносные иконы. Монахинями обители был выткан покров с ростовым изображением святой, по углам помещались образы святителя Алексия Московского, преподобного Сергия Радонежского, благоверных князей Даниила Московского и Димитрия Донского. На кайме покрова вышили слова: "Святая преподобная княгиня Евфросиния, чада обители твоея, тобою созданныя, и в пяти вецех прешедших молитвами твоими покрываемыя, ныне благодарно исповедающеся, благохваления Господеви приносят и святую твою память светло торжествующе, молебно ти взывают: и в грядущая времена и лета не престани покрывати нас молитвами твоими и помогати нам в жизни нашей и во исходе душ наших, и в будущем веце, аминь. 1407-1907 года, июля 7 дня".

 

По-видимому, во владимирских селах, где работали иконописцы, были заказаны небольшие памятные иконки с сюжетом "Исцеление слепого". На них преподобная Евфросиния в княжеской горностаевой мантии и венце касается рукой коленопреклоненного слепца в окружении народа (надпись: "Св благо[верная] Кн[ягиня] Евфросиния исцеляети очи слепова"). На обороте таких работ, а также на поясных иконах, где святая представлена в монашеском одеянии, встречается штамп: "Благословение Москов[ской] Вознес[енской] Обители 1907 года Июля 7" ( 1907, частное собр.).

 

К юбилейной дате были выпущены также памятные медали с изображением святой на лицевой стороне, на обороте помещены Успение Богородицы или образ Божией Матери "Всех скорбящих Радость", которому был посвящен придел в диаконнике Вознесенского собора (Меняйло. 1999. С. 199). Очевидно, к этому времени относится создание ростового образа святой княгини, представленной на фоне обители, с лестовкой в руке, который находится в московском храме Воскресения Христова в Сокольниках.

 

В конце XIX - начале XX века, вероятно по заказу Вознесенской обители, были изготовлены многочисленные эмальерные образки с надписью: "Св[ятая] преп[одобная] Евфросиния к[нягиня] м[осковская]" (см., напр.: Акелина Л. С. Молитвенница земли Московской // Рус. дом. 2002. N 5. С. 30-31; эстамп с аналогичного образка см.: Пшеничников. 1894. С. 28). На них святая изображена в рост, в лиловой рясе и зеленой схиме, с прижатой к груди правой рукой, вполоборота влево, в молении Спасителю в облаках. Справа за преподобной - Спасские (Флоровские) ворота, слева - 5-главый Вознесенский собор и церковь во имя великомученицы Екатерины.

 

Предположительно святая (в княжеских одеждах) присутствует в группе избранных русских святых, молящихся Богородице, на прориси с иконы XVII века. (ГРМ). Среди Московских чудотворцев преподобная Евфросиния изображена в левой группе на прориси 1902 года В. П. Гурьянова с иконы "Спас Смоленский с Московскими святыми" второй половины XVII века из молитвенного дома Преображенского старообрядческого кладбища в Москве (местонахождение неизвестно, Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 340-341).

 

Изображение преподобной помещено на иконе второй половины XIX века, на восточной грани юго-восточного столпа Успенского собора ТСЛ (справа, в необычном клобуке прямоугольной формы).

 

Святая изображена также на двух аналогичных по иконографии иконах-пядницах конца XIX - начала XX века (ЦМиАР; на обороте одной из них чернильный штамп мастерской: "1-я Московская Артель художественно-иконописная").

 

Изображение святой помещено на образе того же времени возле раки с мощами святого Василия Блаженного в соборе Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (ГИМ), где святые предстоят Владимирской иконе Божией Матери.

 

Ранним образцом иконографии преподобной Евфросинии в гравюре является лист первой половины XVIII века с видом Успенского собора Московского Кремля и Московских святых в нижнем регистре, надпись: "пре[подобная] княгиня Евдокия" (РНБ. Собр. А. В. Олсуфьева; см.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 2. С. 289-293. N 602).

 

В 1853 году В. Фёдоров по рисунку Д. Смирнова (ГЛМ) создал икону преподобной Евфросинии с крестом в деснице на фоне обители.

 

На форзаце сказания о Евдокии Димитриевне, изданном В. П. Гурьяновым, помещен рисунок 1907 года с фигурой святой в молении Спасителю в сегменте на фоне 5-главого собора (Сказание о блаж. вел. кнг. Евдокии, во инокинях Евфросинии. М., 1907; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 384-385).

 

Как представительница княжеской династии, Евдокия Димитриевна включена в композиции с изображениями русских князей, например, в клеймо нижнего ряда на иконе "Образ всех святых Российских великих князей, княгинь и княжон рода царского" 60-х годов XIX века (собор во имя равноапостольного кн. Владимира в С.-Петербурге) вместе с благоверным князем Романом Угличским и княгиней Вассой Нижегородской, названа Евдокией; в верхний ряд на иконе Божией Матери "Знамение" с собором благоверных князей и княгинь всероссийских, созданной как дар императорской семье к 300-летию Дома Романовых около 1913 года в московской фирме Оловянишникова (ГЭ, опубл.: Синай, Византия, Русь: Правосл. искусство с VI до нач. XX в.: Кат. выст. / Мон-рь cв. Екатерины на Синае, ГЭ. [СПб.], 2000. Кат. R-62).

 

Образ святой княгини был включен в скульптурное убранство наружных правых дверей южной стены храма Христа Спасителя (отлиты из бронзы по моделям скульптора Ф. П. Толстого) наряду с изображениями царевича мученика Димитрия и святого Василия Блаженного и надписан: "Приближитеся Богу и приближится вам" (Иак. 4. 8). В росписи 70-х годов XIX века интерьера храма образ преподобной Евфросинии был помещен в западной части придела благоверного великого князя Александра Невского.

 

В группе подвижников XV века (по дате преставления) образ преподобной Евфросинии в княжеских одеждах имеется в росписи галереи, ведущей в пещерную церковь преподобного Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись конца 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х годах XX века).

 

В композициях Соборов Русских святых преподобная Евфросиния представлена погрудно, в куколе, в числе преподобных княгинь и праведных жен.

 

Преподобная Евфросиния изображена на поморских иконах конца XVIII - начала XIX века (МИИРК); иконе 1814 года письма П. Тимофеева из собрания ЦАМ СПбДА (ГРМ; прорись - Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 463); иконе 1-й половины XIX века из села Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской области (ГТГ).

 

На иконе начала XIX века из Черновицкой области (НКПИКЗ) фигура святой помещена крайней справа в 1-м ряду, в княжеском одеянии, белом плате и венце подписана "Ефросиния".

 

На иконе первой половины XIX века из старообрядческой моленной на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге (ГМИР) преподобная Евфросиния в группе князей крайняя справа в верхнем ряду, с подписью "Евдокия" (не исключено, что это преподобномученица Евдокия, хотя произведение названо "Образ святых благоверных Российских князей").

 

Образ преподобной Евфросинии встречается в центральной группе Московских святых в композиции "Все святые, в земле Русской просиявшие" на иконах конца 20-х - начала 30-х годов XX века письма монахини Иулиании (Соколовой) (келейный образ свт. Афанасия (Сахарова), начала 50-х годов, конца 50-х годов XX века (ризница ТСЛ, СДМ); на иконе "Всея России чудотворцы" 1952-1953 годах того же автора из церкви во имя святого пророка Илии в Обыденном переулке в Москве (в коленопреклоненном молении) и ее эскизе с рисунком московских блаженных Василия и Иоанна (после 1959г., частное собрание); в восстановленной после пожара росписи 1987-1988 годов церкви Покрова Богородицы МДА в числе русских святых на западной стене, первой во 2-м ряду левой группы; на иконе "Собор Московских святых" 2004 года работы И. В. Ватагиной (церковь святителя Николая Чудотворца в Клённиках в Москве).

 

В конце XX – начале XXI века образ преподобной Евфросинии, нередко с крестом или храмом в руке, начал вводиться в произведения с изображением русских праведных жен.

 

Один из примеров современной иконографии - полуфигурное изображение преподобной Евфросинии на западной стене нижнего храма Всех святых, в земле Российской просиявших, в церкви святителя Николая Чудотворца в Клённиках (1998-1999, иконописец И. В. Ватагина и ее ученики).

 

Существуют и единоличные иконы святой княгини, например, написанный около 2004 года по обету после ее чудесной помощи образ работы М. Миронова (церковь Спаса Преображения на Болвановке в Москве); другая икона выполнена в конце XX века в мастерской церкви святителя Николая Чудотворца в Клённиках для православного общества во имя святых жен Руси.

 

Большая ростовая икона в басменном окладе находится в домовой церкви во имя преподобной Евфросинии в Котловке в Москве.

 

Образцом для некоторых икон послужил рисунок святой с крестом в руке для Миней МП работы протоиерея Вячеслава Савиных, Н. Шелягиной (Изображения Божией Матери и святых Православной Церкви. М., 2001. С. 280).

 

Образ великой княгини встречается также на картинах художника И. С. Глазунова в цикле "Поле Куликово" (1979), в современном скульптурном произведении Д. В. Кукколоса.

 

Скульптурный портрет Евдокии Димитриевны (антропологическая реконструкция) выполнен в 2002 году С. А. Никитиным на основе сохранившихся в склепе мощей (ГММК).

 

Литература:

 

1. Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя / [Сост. заключ. части: Б. Спо-ров]. М., 1996п. С. 41, 78;

2. Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 1. С. 142-143, 340-341, 462-463; Т. 2. С. 105, 384-385;

3. Меняйло В. А. Судьба иконостаса Вознесенского собора Моск. Кремля // Искусство средневек. Руси. М., 1999. С. 199-223. (Материалы и исследования ГММК; 12);

4. Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 225, 231-239;

5. Квливидзе Н. В. Иконография прп. Евфросинии // Московский патерик: Древнейшие святые Моск. земли. М., 2003. С. 295-317. Ил. 58-71.